.

«Веком раньше — . Москва, Петербург, Провинции. Часть III: Модерн.»

Москва. Начало ХХ века. Строительный бум. Строятся мосты, вокзалы, доходные дома 9-11 этажей с паровым отоплением, водопроводом и лифтами, особняки и загородные дачи. Благодаря холмистому рельефу и несколько хаотичной застройке, в Москве всегда была возможность свободной планировки даже в самом центре города. Для таких архитекторов, как великий Шехтель и его ученик Кекушев, это был еще один шанс использовать все преимущества столь модного тогда модерна. На примере особняков, расположенных в районе Арбата (см. предыдущие номера «Н.Д.»), можно увидеть все многообразие течений русского модерна и произведения выдающихся зодчих той эпохи.

0016 В их отделке можно найти отражение разных культур и эпох. Декоративные приемы необычайно богаты и разнообразны – скульптура, мозаика, сочетание фактуры штукатурки, природного камня, металла и стека. В эпоху модерна коренное изменение претерпела планировка: исчезают длинные коридоры и традиционные анфилады, основой композиции становится большой холл с парадной лестницей, все остальные помещения компактно располагаются вокруг. Увлечение английским романтизмом делает модным камин, в нашем суровом климате достаточно бесполезное средство обогрева. Но паровое отопление уже широко применялось, и камин становится скорее декоративной деталью интерьера. Оформлением каминов занимаются выдающиеся художники того времени, входившие в содружество абрамцевского кружка – колыбели неорусского модерна.

0026 В Петербурге тема камина нашла свое историческое основание. Во времена Петра I в домах знати он был непременной деталью интерьера, как и прочие черты голландской культуры. В противоположность Москве Петербург по единому замыслу. На равнинной болотистой местности, рассеченной реками на множество островов, а петровских времен дома строились в линию, имея только один парадный фасад, часто выходящий на проспект или канал. Здание в таком случае лучше всего воспринимается с противоположного берега. При таких условиях наиболее выгодно смотрятся доходные дома. Это был весьма распространенный тип архитектуры «нового времени» в Петербурге. Все улицы были застроены в соответствии с единым планом, центральная часть города уже сформировалась, строительство могло вестись только на месте ранее существовавших и разобранных «за ветхостью» зданий. Участок под будущий дом был, как привило, прямоугольный, с двух сторон находились более ранние постройки, одна фасадная сторона выходила на реку или проспект, а со стороны двора размещались хозяйственные постройки и сараи. В таких условиях было очень важно, чтобы дом нового стиля гармонично вписался в общую застройку улицы, не выбиваясь из нее, подчеркивая ценность и уникальность предыдущего градостроительного опыта. В связи с этим в Петербурге было принято решение об ограничении этажности. Многие доходные дома начала века были решены в духе национального романтизма. Порталы массивных 4-5-этажных зданий декорировались титанической каменной с изображениями фантастических животных, лесных растений. Эти крупные фигуры хорошо воспринимались зрителем с некоторого отдаления и перекликались с идеей города на болотах. Цветовая гамма фасадов была приближена к оттенкам земли и природного камня, на этом фоне эффектно выглядели вставки из обожженной глазурованной керамики, в основном синих и зеленых оттенков. Такой декор делал здания похожими на жилища героев северных сказаний. Некоторые образцы петербургского модерна по духу весьма схожи с произведениями финских архитекторов того времени, представленных, в частности, в Выборге. Дело здесь не только в близком соседстве, а скорее в аналогичном восприятии суровой северной природы и героического духа прошлого но если вас интересуют современные варианты, вы можете посетить нашу страничку.

0033 В начале ХХ века изменения претерпевают и планировки доходных домов: помещения размещаются более компактно, длинные коридоры заменяются просторной прихожей. Теперь внимание уделяется всем сторонам постройки, даже тем, что выходят во внутренние дворы, неизбежные в подобных условиях застройки. В многоквартирном доме на набережной Фонтанки основоположник «северной» интерпретации петербургского модерна Ф.И. Лидваль так организовал внутреннее пространство между домами, что даже теперь, когда дом находится в очень плачевном состоянии, этот обширный двор с давно бездействующими фонтанами и колоннадами подъездов скорее напоминает сквер, нежели черный вход. На Петроградской стороне стоит, пожалуй, самый удивительный доходный дом Петербурга, построенный по проекту архитектора Белогруда в стиле средневекового английского замка. Он прекрасно вписался в структуру четкой планировки Петроградской стороны. Для Петербурга с его плоским рельефом вертикальные доминанты были жизненно необходимы. Они не только вносили разнообразие в силуэт города, но и были ориентирами в сетке линий и проспектов. Архитектура Петербурга с момента возникновения города изобилует разнообразными шпилями и колокольнями. Не изменили этому принципу и архитекторы начала века. Общественные и торговые здания венчались башенками и куполами затейливых очертаний. Это не только украшало постройку, но и привлекало посетителей.

Особняки и дачи строились в основном в пригородах, в окрестностях Петербурга. Интересен особняк архитектора Мельцера на Каменном острове. Его планировка продумана до мелочей. Дом выполнен с использованием мотивов скандинавского зодчества. Сочетание грубо отесанных каменных плит и бревенчатого сруба под высокой скатной кровлей делает его очень живописным. На фоне разнообразных форм петербургского модерна выделяется особое направление, сохранившее присущий городу дух сдержанности и парадности. Это течение, плавно перешедшее в неоклассицизм, было обращено к античности, эпохе Возрождения, русскому классицизму. Редким образцом петербургского модерна стал знаменитый особняк Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте, построенный архитектором А. Фон Гогеном. Материалы, использованные при его постройке, были для начала века новшествами. Яркие вставки синего глазурованного кирпича на фоне гладко облицованного серо-песочного цвета, обилие стекла, затянутого в жесткий чугунный каркас, украшенный лавровыми венками, создают выразительный образ необычайно парадного столичного особняка.

0043 По сравнению с московскими доходные дома Петербурга эпохи модерна выглядят более жизнерадостно, тема русской старины здесь обыгрывается в более веселой сказочной трактовке. Яркий пример этого доходный дом Песцова, построенный архитектором Малютиным в Саймоновском проезде. Украшенный мозаичным фронтоном с изображением солнца и звезд под утрированно увеличенной крышей, он напоминает терем из Берендеева царства. Цвета фасадов светлые, легкие, преобладает кремовый, светло-зеленый, оттенки песочного и розового. В больших тематических панно или орнаментальных фризах широко применяется мозаика. Интересны лепные барельефы, выполненные в несколько нечеткой, расплывчатой манере. В Москве это в основном гирлянды цветов и женские головки, в Петербурге – изображение лавровых венков и морской атрибутики на фоне золотой чешуи. Графические росчерки чугунных решеток выглядят особенно изящно на светлом фоне стен. И хотя порой здание украшено всеми перечисленными видами декора, ощущения перегруженности нет. Секрет в четком горизонтальном членении и применении на каждом ярусе одного – двух изобразительных средств. Таков доходный дом «Сокол» архитектора Машкова на Кузнецком мосту. Тот же принцип лег и в основу решения фасада гостиницы «Метрополь», которая стала неотъемлемой частью центра столицы. Тогда это было грандиозное сооружение, для строительства которого использовались технические новинки, привлекались известные художники. Мозаичные панно делались по эскизам Михаила Врубеля, а горельефный фриз был выполнен скульптором Андреевым, автором памятников Н. Гоголю, А. Островскому, А. Герцену.

При строительстве «Метрополя» был применен еще один выразительный прием, очень характерный для московского модерна – плоские остекленные козырьки, висящие над входом, отдаленно навевающие ассоциации с культурой Японии. Того же происхождения плоские крыши с большим выносом и вариации на тему круглого проема, повторяющиеся в переплетах окон или дверей. Эти элементы можно встретить на фасадах многих московских зданий. В их числе знаменитый особняк Рябушинского, более известный как дом Максима Горького, построенный по проекту Ф.И. Шехтеля. Характерны для того времени круглые или прямоугольные фонари, выполненные из стекла и железа, напоминающие своими формами китайские и японские бумажные светильники. В этих деталях чувствуется связь русского модерна со «стилем Либерти», французским и австрийским искусством нового времени. Восточные мотивы в Петербурге встречаются довольно редко, тогдашней столице тема европейского искусства начала века была ближе. На Каменном острове расположена площадь, именуемая Круглой, а ныне Австрийской. Название связано с характером застройки, решенной в духе австрийского модерна. Благодаря этому сходству, площадь пользуется большой любовью у иностранных туристов и работников киностудий, которые используют это место в качестве декораций.

0053 Необычайно интересно проявил себя новый стиль в провинциальных городах. Здесь строители использовали только внешние декоративные приемы модерна, вплоть до переделки фасадов уже существующих зданий, совершенно не затрагивая при этом сущности архитектуры нового времени. Но если зодчие органично перерабатывали культурные традиции, достигалось то самое слияние человека и природы, которое проповедовал многие архитектурные школы того времени. В провинции использовались те же самые отделочные материалы, что и в крупных городах, но, как правило, акцент делался именно на тот строительный материал, который был наиболее распространен и традиционен. За счет этого новое здание органично вписывалось в старую застройку. В Выборге каменная кладка старых башен перекликается с утрированно грубыми титаническими валунами, обрамляющими порталы доходных домов. Столь распространенная в средней полосе резьба и другие приемы деревянного зодчества нашли свое применение в особняках Гороховца (Владимирская область). В окрестностях курортных городов, таких как Ессентуки, Кисловодск, строились особняки и дачи, архитектура которых пронизана особым романтизмом. Построенные из местного камня и кирпича, стоящие на естественном горном рельефе дома часто напоминали небольшие крепости. Возле них делали водоемы, устраивались смотровые площадки для отдыха. Это и в наши осталось непременным атрибутом курорта.

В крупных промышленных центрах, какими в начале века были Самара, Нижний Новгород, Саратов, явно прослеживается связь со столичными архитектурными школами. Состоятельные купцы имели возможность заказать проект у известного архитектора. Они стремились украсить свой город, не забывая, конечно, про собственную славу. В провинциальных городах начинали свою творческую деятельность многие будущие столичные архитекторы. Как правило, здания, построенные по их проектам, необычайно точно вписаны в окружающую застройку, сохраняют характер города, но выделяются новыми строительными материалами и художественными приемами, свойственными европейским городам начала ХХ столетия. Хотя иногда встречаются и необычайно смелые, даже по современным меркам, моменты, такие, как при решение дачи Беляева в Самаре.

Хотя в Москве тогда активно ругали новые архитектурные веяния, но привыкали к новым зданиям необычайно легко. Некоторое время дом был сенсацией, а потом быстро становился привычным, будто находился на этом месте всегда. По иному ситуация складывалась в Петербурге. Даже теперь в современных путеводителях по городу пишут о несоответствии внешнего облика дома компании «Зингер» и магазина Елисеева ансамблю Невского проспекта. Москва быстрее приняла новый стиль, он органично дополнил ее образ произведениями «неорусского стиля», а Петербург, относясь настороженно к проявлению стилей, не соответствующих его характеру, стал центром «северного» модерна и родиной многих произведений в духе неоклассицизма. А в небольшом провинциальном городе приезжающим непременно, не без гордости, на один или два «чудных» дома.